О digital HR и предпринимательстве в этой сфере. Разговор с OBLAKO Group

0
Logo
Редакция Альфа-Опыта
9cffc8faf0d9
Алексей Борисов
Несет Альфа-Опыт в массы
Yg915xknkbu
Александрина Найденко
Любит задавать вопросы
%d0%b1%d0%b1
Елена Татар
Фотографирует всё как есть

Мы решили зайти в гости к нашему большому другу и партнеру — компании OBLAKO Group. Ребята разрабатывают digital-продукты для подбора, обучения, мотивации, оценки персонала, управления знаниями, и мы в Альфа-Банке активно пользуемся их услугами. Кстати, именно они сделали наш сайт, так что имейте в виду.

О том, что такое digital HR, о трендах и новых технологиях в управлении персоналом мы поговорили с Павлом Соколовым, управляющим партнером компании, и Тамарой Кочаровой, директором по развитию.

Чем занимается компания?

Мы «диджитализируем» функции HR, то есть создаем IT-продукты, которые делают работу по управлению персоналом, его обучению и развитию эффективнее и удобнее. К решению задач клиента мы подходим индивидуально, поэтому в нашем арсенале большой набор digital-форматов: мобильные приложения, веб-порталы, онлайн-платформы, чат-боты, виртуальные тренажеры, обучающие игры.

А в чем для вас разница между автоматизацией и диджитализацией?

Под автоматизацией принято понимать замену ручного труда автоматикой, компьютерными программами. При этом все операции, их смысл и результат сохраняются. Вместо человека действует некая программа. 

Digital-технологии позволяют не только упрощать работу, но и значительно расширять возможности HR-департаментов, менять философию взаимодействия с персоналом. Digital — это не только компьютерные системы, но и дизайн, интерфейсы, новые способы доставки контента, чёткое измерение показателей эффективности, персонализация.

Digital — это не только компьютерные системы, но и дизайн, интерфейсы, новые способы доставки контента, чёткое измерение показателей эффективности, персонализация.

Возьмём, например, оценку персонала. Раньше, чтобы провести ассессмент какого-нибудь регионального филиала, HRу приходилось лично ехать в другой город. А с помощью системы онлайн-ассессмента оценку сотрудника в любой точке мира можно проводить не покидая кабинета.

Назовите три главных тренда digital HR

П: Во-первых, на смену большим продуктам (например, SAP, Oracle) приходят индивидуальные разработки. Компании хотят получать более гибкие, точные, разработанные под их задачи решения. Крупные игроки индустрии делают универсальные системы — они не могут учитывать особенности каждого клиента. А мы можем.

Во-вторых, это переход в онлайн. Компании стараются максимум процессов перевести в дистанционный формат. Это экономит значительные ресурсы. Например, мы активно работаем над онлайн-решениями для проведения обучения, оценки, подбора. При этом все чаще решения разрабатываются под смартфон.

В-третьих, это персонализация. Например, у вас есть программа подготовки машинистов крана. Скорее всего, она одинакова для всех и не учитывает различия в начальной подготовке. Наша digital-система обучения проанализирует знания каждого сотрудника и адаптирует сложность программы специально под него. Это делает обучение более эффективным.

Почему вы выбрали именно HR индустрию, когда запускали свой бизнес?

Т: Мы всегда знали, что продавать апельсины мы не будем (смеется). Мы хотим производить технологичный продукт, который будет совершенствовать жизнь человека. А HR был близок мне, так как я — человек из индустрии обучения. Мы решили, что технологичный продукт — это круто, но в какой среде? И выбрали нишу HR.

П: Мы считаем, что важно донести до малого, среднего, крупного бизнеса, что HR, то есть работа с персоналом, стоит на первом месте в работе компании. Ведь человек должен себя комфортно чувствовать в компании, и это связано не только с зарплатой, компенсациями, льготами. Наши продукты помогают создавать атмосферу удобства, простоты, уважения. Это те факторы, по которым человек может сравнивать работодателей.

Кто ваши конкуренты на российском рынке?

Т: На рынке есть компании, с которыми мы пересекаемся в каких-то направлениях. В основном, это те, кто занимается разработкой одного конкретного продукта — мобильных приложений или виртуальной реальности, чат-ботов или других современных решений. А мы — универсальный провайдер, создаем продукты под все функции HR и под разные целевые аудитории. 

При этом некоторые компании приходят к клиенту и говорят: «Мы производим чат-бот, он решит все ваши проблемы». А мы говорим: «Да, есть чат-бот, но есть и другие технологичные решения. Чат-бот вам использовать не очень актуально, так как ваша целевая аудитория 50+ [лет], то есть у большинства ваших сотрудников, скорее всего, даже Telegram не установлен».

П: Вообще наш основной «конкурент» — это люди в компаниях, которые не готовы внедрять новые технологичные продукты или не совсем представляют, для чего это нужно.

Что происходит с индустрией edtech сейчас в России?

П: Сейчас в России индустрия технологичного образования находится на низком уровне, но происходит трансформация: старая советская методология обучения сменяется западной, более продвинутой с технологической точки зрения. Cейчас эта сфера активно развивается, и мы считаем, что этот рынок – очень перспективный.

Какие digital продукты вас вдохновляют?

Т: Разрабатывая наши продукты, мы стараемся смотреть широко, не ограничиваясь только российским опытом. Мы анализируем популярные продукты из разных областей. 

П: На западе много сервисов-стартапов, которые диджитализируют функцию hr: Peakon (платформа сбора отзывов сотрудников), CodeSchool (интерактивная онлайн-платформа для обучения веб-разработчиков), Сabaana (сервис геймификации рабочих взаимодействий), Duolingo (изучение иностранных языков онлайн) и другие.

Расскажите про OBLAKO Group. Сколько человек работает в компании, какова ее структура? 

П: Сейчас в нашей команде работают около 40 человек. Самый большой блок – IT (веб- и мобильная разработка). Второе направление – 3D-визуализация.

Т: Важная часть компании — группа методологов. Именно они делают так, чтобы все наши продукты были эффективны с точки зрения HR технологий и приносили максимальную пользу клиенту.

Чем лично вы занимаетесь в компании?

Т: Я занимаюсь развитием клиентских отношений. Мое подразделение делает так, чтобы крупнейшие российские компании знали о нас. А ещё я делаю так, чтобы компании - наши действующие и потенциальные клиенты - были больше готовы к digital трансформации, которая неизбежна. В нее легко "шагнуть", если имеешь об этом четкое представление. Для этого мы много общаемся с коллегами в индустрии HR, показываем успешные кейсы, проводим обучение.

П: Я отвечаю за сам продукт, за то, какие задачи он решает, как выглядит, а еще за то, чтобы наши внутренние процессы позволяли компании масштабироваться. Также слежу за тем, чтобы продукты улучшались со временем, оптимизировались, развивались. Наш третий партнер – Иван [убежал на срочную встречу, когда мы начали интервью] – отвечает за сами технологии, решения, IT-инфраструктуру.

Расскажите про себя. Какие любимые предметы были в школе и какие ВУЗы заканчивали?

Т: Нравились математика и русский. Из-за своей любви к математике решила поступить на экономический факультет, так как считала, что экономика – это и есть математика, но это было ошибочным мнением. Налицо проблема профориентации в стране (смеется). Закончила я Волгоградский политехнический государственный университет. Специальность — экономист-менеджер; специализация — оценка бизнеса.

П: Я из Чебоксар, учился в физико-математическом лицее, мои любимые предметы — геометрия, физика и черчение. Гуманитарные науки никогда не любил. Закончил Московский государственный университет дизайна и технологии, специальность — системы автоматизированного проектирования. Я учился на программиста, но никогда программистом не работал. 

Расскажите про свой карьерный путь до "Облака".

П: Мое первое место работы – системный интегратор «Крок». Там я начинал инженером, но позже понял, что инженерия мне не очень интересна. Я видел себя в сфере менеджмента и управления, поэтому стал менеджером проектов, а в итоге решил открыть собственное дело. Я понял, что для этого мне нужно развивать свои soft skills и навыки продаж, чем я и занимался более 2 лет, работая риэлтором. И вот мы познакомились с Ваней и Тамарой и решили открыть свой бизнес.

Т: В 16 лет я стала частью молодежной организации, где научилась вести тренинги. В студенческие годы участвовала в некоммерческих организациях, параллельно работала в продажах. По окончании университета поняла, что Волгоград «маловат» для меня, и решила переехать в Москву, искать себя. Первое время продавала «Консультант +», потом прошла обучение в специализированной школе тренеров. Затем друзья пригласили меня в корпоративный университет достаточно крупного банка. Позже я 5 лет работала в компании БКС — проводила обучение и оценку персонала. Доросла до уровня руководителя корпоративного университета и с этой должности ушла в собственный бизнес. Именно там, в БКС, я пыталась сделать первый тренажер программного обеспечения, которые мы стали разрабатывать в OBLAKO Group позднее.

Какие были сложности при запуске компании?

П: Самый сложный период — между разработкой идеи и моментом, когда получаешь первое вознаграждение за проект. Причем это не всегда деньги, на которые которые ты сможешь обеспечить себя и бизнес. У нас этот период длился около года. Потом мы прошли точку безубыточности и точку роста. Мы создали свой бизнес с нуля: на своих знаниях, энтузиазме и опыте. Поначалу приходилось делать всё собственными руками, даже непрофильные вещи. Например, есть продукты, которые мы озвучивали сами. Они до сих пор еще где-то используются.

Другая непростая задача — собрать коллектив единомышленников. Это самое сложное для развивающейся компании — найти людей, которые думают и работают как ты, разделяют твои принципы.

Т: Да, мы долго шли к системе подбора персонала, которая действует у нас сегодня. Каждый новый сотрудник проходит обучение. Например, чтобы работать у нас программистом, необходимо пройти вводный курс и реализовать проект, состоящий из веб- и мобильного приложения. Это помогает нам составить полное представление друг о друге в «боевых условиях».

Какие ошибки вы допускали?

П: В любом стартапе поначалу не хватает сотрудников, и основателям все приходится делать своими руками, но с ростом бизнеса нужно научиться делегировать полномочия и задачи. Иногда мы это делали не всегда вовремя и правильно.

Т: Вообще я считаю, что ошибки — это нормально. На ошибках мы учимся, благодаря им развиваются наши продукты и услуги. 

Ошибки — это нормально. На ошибках мы учимся, благодаря им развиваются наши продукты и услуги

Что вы можете посоветовать тем, кто начинает свое дело?

Т: 1) Идти в предпринимательство нужно с интересной идеей.

2) Важно, чтобы был хотя бы один человек, который будет тебя дополнять теми качествами, которых тебе не хватает. Если ты отвечаешь за коммуникации, то кто-то должен отвечать за продукт. Я считаю, обязательно найти человека или группу людей, кто верит в эту же идею и поможет ее воссоздать.

3) Стив Джобс говорил: «когда ты начинаешь что-либо, бей в точку». Так вот: бей в точку, но поставь себе сроки. Сроки, когда бизнес должен начать себя окупать. И будь готов, что до этого времени, возможно, придется есть только сухари.

П: 1) Мыслить системно, а не только в рамках своей специальности.

2) Не бояться непрофильной работы. Часто на старте приходится вникать в разные сферы деятельности.

Как лично вы учитесь, развиваетесь? 

Т: Сейчас моё обучение основывается на изучении различных технологий с помощью интернет-порталов: VC.ru, Geektimes и источников о международных рынках. А ещё я мама двоих мальчиков — это сильно развивает!

П: Я читаю специализированную литературу, часто смотрю ролики на TED, YouTube. Появилось много каналов про предпринимательство — Жизнь Би, Трансформатор, Люди дела. Мне нравится изучать непрофильные темы, которым находишь применение в своей деятельности. Ещё я подписан на различные Telegram-каналы.

А какие отличительные черты работы с Альфой? 

Т: Мне нравится, что в Альфа-Банке люди, ответственные за HR-процессы, с душой и рвением относятся к идее, к продуктам. Ещё они могут технологично оценить, приземлить, трезво оценить ситуацию. А ещё Альфа - это активность, молодость, душевная энергия.

П: Я бы выделил открытость к технологиям, готовность внедрять новое, пробовать и экспериментировать.

Свежие статьи на почту