Почему инноваторам необходим отдельный офис или о пользе пуфиков и печенек

0
15259289 10211593649425112 8149987295506777173 o
Надежда Авданина
Экс-директор центра инноваций и технологий электронного бизнеса, Альфа-Лаборатория

После формирования команды Альфа-Лаборатории остро встал вопрос о её размещении. В головном офисе Альфа-Банка не было готового единого пространства, поэтому пришлось искать новое помещение.

Одним из главных критериев для офиса нового подразделения было то, что это должно быть место, где будет приятно работать. Комфортные условия нужны были для создания той самой творческой атмосферы, которой все пропитано в Кремниевой долине, о посещении которой я писала в первом посте. Может показаться, что это некая блажь, но на самом деле среда обитания — это часть процесса производства. Не так давно Google опрашивал 200 своих команд, с целью понять, от чего зависит их эффективность. Выяснилось, что продуктивнее оказывались те команды, кто чувствовал себя психологически безопасно. То есть те, кто понимал, что они могут работать в удобное время суток, иметь комфортные место и время для перезагрузки (читай «отдых мозга»), возможность свободно высказываться и ошибаться в подходящем для работы пространстве. Для современных компаний создание психологической безопасности — задача сопоставимая по важности с борьбой с травмами на производстве в прошлом.

Важная составляющая работы по agile  — это  простота и удобство коммуникации. Мы хотели, чтобы ребята могли легко общаться между собой. Согласитесь, делать это в банке в больших комнатах с перегородками не очень-то удобно. Решили, что в новом офисе должны быть пуфики. Через некоторое время пуфики стали своеобразным символом Альфа-Лаборатории. Но в большом серьезном банке (а юридически мы оставались частью Альфа-Банка) купить пуфики оказалось настоящей проблемой. В банке был прейскурант с ограниченным набором разрешенной мебели. Пуфики в этот список, конечно же, не входили. Точно так же, по правилам, можно было купить только серый ковролин. Мы же хотели зеленый, как молодая трава. В отделе закупок эти желания вызывали настоящей шок. Тут-то и пригодилась поддержка главы банка. Свои пуфики мы, в итоге, получили.

Переезжали мы дважды.

Первый раз переехали 12 апреля 2013 года. Этот день и стал официальным стартом АльфаЛаб. Переехали частью ключевых команд интернет-банка и мобильного банка. Здесь мы потренировались с пуфиками, со стенами, на которых очень клёво писать / стирать, с полностью открытым пространством (когда всё и вся слышно), с пахнущей едой из одного угла офиса, с турником и кикером, с кабинетом для начальника с глухими стенами. Этот кабинет предполагался для меня и мне до сих неудобно вспоминать о таком глухом и закрытом от ребят месте.

Перед заездом очень внимательно обсуждали размещение каждого их нас. Конечно, многие хотели получить место получше (у окошка, в уголке, с ребятами, с которыми приятно и т. п.). Но нам важно было посадить КОМАНДАМИ, которые реализуют один продукт.В этот переезд не удалось: часть руководителей насмерть стояла посадить своих подчиненных рядом с собой и аргументы весомые приводились. Кроме того, цельных команд и не было — все занимались разными проектами одновременно. Мы для себя назвали это пилотом и постарались пересадить как минимум часть it-специалистов вместе (аналитик + разработчик+ тестеровщик), там где это более или менее соответствовало действительности. Этот офис был как наш гараж: не пафосный, простой, свободный и с людьми, которые делают общее дело.

Не стоит рвать на себе волосы, если сразу не получилось так, как в нарисованной картинке у себя в голове. Либо со временем к ней придете (возможно, еще просто не созрели), либо модернизируете видение по ходу и сделаете еще лучше 

Первые пуфики, зеленый ковролин в нашем первом офисе (2013)

Одновременно с этим переездом шел поиск по новому-новому офису, чтобы уже всю нашу команду АльфаЛаб разместить. Для этого нужен был правильный человек с навыками пробивания, въедливости и творческой жилкой. А с людьми нам везет до сих пор!

Дизайн этого офиса тоже сильно отличался от интерьеров традиционного банка. Стены было решено разукрасить изображениями супергероев. А колонны опенспейса назвали как планеты из «Звездных войн». Предполагалось, что эти фильмы в фаворе у будущих жителей нового дома. Кстати, бюджет на ремонт и обустройство креативного “аля-Google style” офиса был недороже, чем традиционные траты на новое подразделение по прейскуранту.

Поиск офиса был той еще задачей.

Первым вызовом стало определение размера будущего офиса на несколько лет вперед. Мы не понимали, сколько людей будет в АльфаЛаб через год, через три года. Это нужно было каким-то образом посчитать и спрогнозировать.

Как считали:

брали текущую раскладку численности по подразделениям, в те отделы, которые содержат ключевые экспертизы для команд (продуктологи, инженеры, тестировщики), закладывали пропорциональный рост (соотношение примерное: 2 разработчика — 1 аналитик — 0.8 тестировщика) из расчета роста команд ~ в 2–3 раза, остальные подразделения  —  рост на ~ 5–10%.

В итоге, жизнь подправляет, но, в целом, сходится. Главное не бояться, бумага все стерпит. Кроме того, нехватку экспертиз можно перекрыть ребятами из дружественных компаний-вендоров (дружественные, потому что с другими мы не работаем, но работа с вендорами — достойна отдельного рассказа).

Вторым вызовом было доказать, что средний размер площади на одного человека в офисе должен быть больше, чем обычно. Помимо мест для работы, нужны: отдельная комната — игровая (с теннисным столом, кикером, турником и т д), тестовая, всевозможные переговорные, кофепоинты, места под вендинговые аппараты, открытые пространства для сбора большого количества людей (у нас есть «белая» и «черная» стены) и многое — многое другое.

Третий вызов — все та же рассадка. Людей больше, согласующих — недовольных тоже. Когда это обсуждали, на мой взгляд, долго «жевали сопли»: пытались согласовать со всеми, боялись кого-то обидеть. Потом вот что сделали: нарисованную схему повесили на всеобщее обозрение и сказали «высказывайтесь!», через 4 дня всё было согласовано.

Чтобы поймать меньше негатива при решении спорных вопросов, лучшее средство — не поставить перед фактом, а вовлечь в принятие решения. Вовлечение — страшная сила. И не бойтесь «зоны стонов»: если её пережить, дальше пойдут разумные предложения и договоренности

Подходящее помещение нашлось недалеко от центрального офиса, что очень удобно для быстро перемещения в случае острой необходимости. 

Дизайн, комфорт и все-все-все.

В новый офис с супергероями мы въехали 12 апреля 2014 года. И это действительно был космический день для нас. Но мы рано радовались. Решить вопрос с офисом как оказалось, было проще, чем разбираться с остальными необходимыми изменениями. Для этого нам потребовался внешний аудит.

В следующий раз опубликую небольшое саммари последних постов — чек-лист с примерами, о том, что нужно проверить перед тем, как затевать изменения. А дальше  —  наш аудит :- )

Свежие статьи на почту