Ольга Енькова: Цель — стать крупнейшей частной лизинговой компанией в России

0
Logo
Редакция Альфа-Опыта

Альфа-Лизинг, лизинговая «дочка» Альфа-Банка, исторически была и остается одним из лидеров рынка лизинга в России, стабильно входящим в ТОП-10 лизинговых отечественных компаний. Многие годы компания специализировалась на работе с крупным бизнесом, но с 2016 года также сделала ставку на развитие в сегменте автолизинга для физических лиц и МСБ. О первых результатах проекта, а также о перспективах работы с частными клиентами и об актуальных тенденциях российского рынка рассказали Ольга Енькова, управляющий директор компании, Андрей Бадмаев, директор по развитию бизнеса и Андрей Барков, директор по развитию корпоративного лизингового бизнеса.

О планах и перспективах

Ольга Енькова: Альфа-Лизинг серьезно изменился с 2016 года, с момента запуска направления автолизинга. Это связано с тем, что наш большой проект «АльфаМобиль для юридических лиц», стартовавший в конце 2015 года, вышел из статуса «пилота» и с этого года масштабируется на всю страну. Мы выдаем в лизинг юридическим лицам легковые, грузовые автомобили, спецтехнику — на небольшие суммы (в среднем около 2 млн руб.) с оформлением в течение 3-5 дней. Первые результаты проекта значительно превзошли все наши ожидания. За 2016 год мы с нуля привлекли более тысячи клиентов (юридических лиц). Мы успели открыть в дополнение к двум пилотным городам - Москве и Санкт-Петербургу - филиалы еще в пяти городах: Краснодаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Казани, Уфе. В 2017 году перед нами стоят еще более амбициозные задачи – мы планируем увеличить портфель в массовом сегменте в 7 раз по сравнению с прошлым годом. Для этого запланировано открытие от 8 до 12 региональных точек. 

Недавно мы запустили совместную программу с ведущим сервисом для онлайн-заказа такси по финансированию партнеров, которым доступны специальные скидки автопроизводителей - от 8 до 16% на автомобили эконом-класса. Мы видим огромные перспективы в данном направлении.

По итогам первого полугодия мы вышли на уровень в 1,2 млрд руб. в месяц по объемам нового бизнеса в сегменте легкового и грузового автотранспорта. Этот рывок сделан всего за полтора года. А на конец года мы планируем достичь уровня первой тройки - ВЭБа, ВТБ и Европлана.

Рынок стремительно меняется, и мы стараемся работать на опережение, адаптируя нашу розничную программу под реалии времени

О развитии лизинга для частных лиц

Ольга Енькова: В конце 2016 года было принято еще одно важное для нас решение – развивать совершенно новое для российского рынка в целом, и для нашего Банка в частности, направление – операционный лизинг для физических лиц. Это, по сути, долгосрочная аренда автомобилей для физлиц.

В мировой практике это очень востребованный продукт. Для примера, в США доля автомобилей, продаваемых в лизинг физлицам, доходит до 50%, в Европе — около 40%. В России сейчас это направление только зарождается, и мы хотим быть первыми в этом сегменте.

В США доля автомобилей, продаваемых в лизинг физлицам, доходит до 50%, в Европе — около 40%

Важно понимать, что атрибуты успешности сильно поменялись за последние 5 лет: новое поколение не стремится накапливать движимое и недвижимое имущество, как это было в прошлые 50 лет. С развитием технологий и мобильности часть населения видит в собственности на автомобиль не ценность, а скорее, обузу. А операционный лизинг или долгосрочная аренда автомобиля с возможностью его дальнейшего выкупа как раз помогает снять все эти проблемы.

Задача на 2017 год — протестировать проект, глубже понять ценность для клиента, и по результатам пилота сформировать программу продвижения и развития проекта. 

Андрей Бадмаев: Наша главная задача на 2017 год – это поиск новой ниши для лизинга, выход на рынок физических лиц. Мы хотим сделать лизинг полноценным продуктом для «физиков». Мы понимаем, что для этого нужно предлагать клиенту не только сам автомобиль, но и решение всех сопутствующих вопросов в процессе покупки и после нее. Например, помощь в выборе автомобиля, так как наши менеджеры хорошо разбираются в рынке и осведомлены об активностях дилеров. Мы знаем об акциях, которые идут у дилеров, и можем избавить клиента от долгого поиска лучшего предложения на рынке. Помимо этого, мы работаем со всеми ключевыми страховыми компаниями, что дает клиенту возможность выбора лучшей страховки. А ещё в лизинговый платеж мы включили транспортный налог, что тоже удобно для клиентов.

Нужно предлагать клиенту не только сам автомобиль, но и решение всех сопутствующих вопросов в процессе покупки и после нее

В общем, мы хотим сформировать комплексное предложение, которое сделает жизнь клиента проще. Кстати, для каждого сегмента клиентов у нас есть свои ценностные предложения. Для массового сегмента – это низкий ежемесячный платеж [по сравнению с кредитным]. Разница в платеже может доходить до 40%! Для более состоятельного сегмента клиентов мы предлагаем возможность ездить за те же деньги на машине выше классом. Например, при одинаковом размере ежемесячного платежа в кредит клиент может взять VW Jetta, а в операционный лизинг – VW Passat. Разница очевидна! Чем выше класс приобретаемого автомобиля, тем чаще клиент готов платить деньги, чтобы сэкономить время. Поэтому для состоятельных клиентов мы предлагаем полный комплекс сервисных услуг, который можно включить в лизинговые платежи. Кроме того, операционный лизинг позволяет менять машину хоть каждый год и ездить все время на новом автомобиле.

Мы хотим сделать лизинг по-настоящему ценным продуктом для розничного клиента 

В части продаж для «физиков» мы видим большой потенциал в диджитал-, то есть онлайн-продажах. Сейчас на нашем сайте уже можно в режиме реального времени выбрать автомобиль по конкретной программе и цене, рассчитать лизинговый платеж. В дальнейшем мы будем расширять онлайн-сервисы, чтобы была возможность пройти всю сделку в режиме онлайн.

О сегменте корпоративного бизнеса

Ольга Енькова: Лизинг – это, в первую очередь, поддержка инвестпрограмм предприятий. Фактически мы участвуем в закупке оборудования, техники, автомобилей и прочего имущества, необходимого предприятиям различных отраслей для развития бизнеса. Если компания не развивается, как это часто бывает во время кризиса, первыми замораживаются именно инвестиционные бюджеты. Поэтому два года назад мы пережили сильное сжатие бизнеса.

Но по итогам 2016 года можно уверенно говорить, что рынок заметно оживился: компании разморозили инвестиционные программы и выделяют бюджеты под развитие, поэтому сделки снова появились. В итоге, за 2016 год нам удалось реализовать ряд хороших сделок, в результате чего мы смогли перевыполнить план по операционной прибыли в два раза.

Традиционно самый сильный сегмент в крупном бизнесе – это транспорт. Наш основной портфель корпоративных сделок приходится на лизинг вагонов. В этом году мы ещё начали развивать направление лизинга оборудования в химической промышленности, также есть перспективные проекты в машиностроении и ВПК, а также в АПК и ритейле. 

Андрей Барков: Нам предстоит фокусно посмотреть на всех клиентов, проработать возможные структуры сделок, интересные в реалиях сегодняшнего рынка. Все это для того, чтобы усилить работу с корпоративным сегментом на растущем рынке. Корпоративные лизинг-проекты, как правило, долгосрочные [5-10 лет] и экономически эффективные – с более высокой доходностью как для наших клиентов, так и для Банка по сравнению с классическим кредитным продуктом.

Свежие статьи на почту