Николай Борисов: Agile в двух словах? Здравый смысл! (ч.3)

0
Logo
Редакция Альфа-Опыта
%d0%91%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%81%d0%be%d0%b2 %d0%9d
Николай Борисов
Agile coach, Альфа-Опыт
9cffc8faf0d9
Алексей Борисов
Несет Альфа-Опыт в массы

часть 2 <<

Часть 3. Про про стабильную неопределенность, дизайн-мышление и lean.

Давай продолжим тему скептического отношения к agile и попробуем выйти на более высокий уровень рассуждений. Вот, есть естественная потребность у многих людей – потребность в стабильности. Потому что в жизни и так постоянная неопределенность происходит. А тут ещё и Agile на работе подавай. Вообще ахтунг. Как жить?

В этом и фишка, что мы не должны ставить себе цель предугадать все заранее - ведь мир все время меняется. И чем дальше, тем быстрее. Чтобы в нем было легче двигаться, нужно чаще смотреть на тот результат, который получается вследствие наших действий в неопределенности. Agile – это короткое, но постоянное движение к цели, маленькими шагами. При этом ты можешь не прийти в точку, которую целился изначально. В этом и есть отличие от классических подходов. На этих интервалах есть правила поведения, инструменты, оперативный подход. Идея в том, что заказчик, пользователь, клиент — не важно кто — они не знают, чего хотят. И это нормально. Требования постоянно меняются, и это тоже нормально. Чтобы все это дело упорядочить, мы должны смотреть на ту обратную связь, которую нам дает клиент и среда. Agile помогает нам мыслить по-другому, а Scrum и Kanban структурируют нашу работу, чтобы мы не скатились в хаос. Тут важно правильно применять эти инструменты целиком, а не в стиле «Можно мы возьмем только то, что нам нравится, это ведь тоже Agile?». Можно, но это как деревянной ручкой молотка забивать гвозди – не очень эффективно, ведь для этого есть металлическая часть.

Мы не должны ставить себе цель предугадать все заранее — ведь мир все время меняется

Идея понятна. Но для многих людей постоянно быть гибким, окрытым к изменениям — это уже большая боль. Это даже на уровне физиологии мозга так работает. Многие хотят стабильности...

Конечно, нам хочется жить так, чтобы было все ровно, прозрачно и понятно. Но жизнь так не устроена. Она не может быть линейной и ровной. Ты не можешь взять и сказать, что у нас будет теплая зима. Ты не знаешь, какой она будет. Чем больше мы уходим в историю с цифровыми технологиями и всем, что нас окружает теперь, тем меньше становятся временные интервалы, когда все меняется. Раньше ты жил в деревне, у тебя были условные колодец и базар - скорость жизни была медленной. Сейчас все динамично. Посмотри, как много за последний десяток лет появилось новшеств. Скорость восприятия и переваривания информации стала другой. Наша задача - нормально на все это реагировать. Единственный способ — это принять, что мир меняется быстро и научиться на это быстро реагировать.

Людям, для которых перемены болезненны, нужно продавать идею Agile на основании их же ценностей. Боль — это не ценность. Ценность — отсутствие боли. Поэтому когда ты продаешь идею Agile таким людям, они сравнивают новые инструменты с текущими. Ты должен показать им разницу и объяснить, почему новый подход им поможет. Что он поможет им увидеть стабильность в неопределенности. Что мы можем стабильно совладать с неопределенностью. Вот и все.

Увидеть стабильность в неопреденности

 

Давай поговорим про дизайн-мышление. Что это и зачем?

Это метод создания товаров и услуг, ориентированный на клиента. То есть это набор инструментов, выстроенных в определенную последовательность, который структурирует все то, что ты делаешь.

Давай представим процесс, обратный дизайн-мышлению. Сидит такой руководитель и говорит: «Леша, нам нужно масштабировать продукт и привлечь много клиентов». Здоровская постановка задачи. Кто сказал, что нужно много клиентов? Это пример постановки задачи не от клиента.

Фотошедевр от Надежды Авданиной

Что мы обычно делаем в дизайн-мышлении? Пытаемся понять проблему клиентов. Необязательно иметь больше клиентов, чтобы больше зарабатывать. Цель — доставить ценность до клиента и заработать деньги, а не сделать систему ради системы и отчитаться перед руководством. И тут нам на помощь приходит важный, неудобный и непривычный вопрос: А не х**ню ли мы делаем?. И наша задача - научиться на него честно отвечать.

Люди, которые приходили на обучение ко мне, иногда говорили: «Я и так все это делал до обучения, но теперь все уложилось в понятную структуру». Действительно, интуитивно это понятно и без обучения. Но это как с ремонтом: нужно сначала выровнять стену, отшпаклевать, затем наклеить обои определенным образом. Можно не подготавливать стену, но будут шероховатости. Выбор за тобой.

Ещё ты проводишь оригинальное обучение инструменту «Lego Serious Play». В чем фишка формата?

Это просто один из инструментов фасилитации, который мы применяем в каких-то сложных ситуациях. Какие у него преимущества? Во-первых, это инструмент с легким входом: порог 6+ [лет]. Любого участника легко вовлечь в процесс работы с кубиками. Во-вторых, мы задействуем всех участников на 100%. Посмотри на обычные совещания или встречи. Кто-то активно вовлечен в процесс, кто-то сидит в телефоне. В-третьих, эта история помогает убрать барьеры. Когда мы просто разговариваем, то по умолчанию есть барьер, стоп-мышление: озвучить ту или иную мысль или нет. А с кубиками дело обстоит иначе: человек устроен так, что достаточно большое количество нейронов идет, что называется, к рукам. Когда мы начинаем что-то делать из кубиков, то снимаем барьеры в голове. Ты просто начинаешь строить, и из головы выгружается все. А ещё люди, которые в команде что-то построили и сделали совместно, верят, что так можно сделать в реальной жизни.

А почему, например, не рисование?

С одной стороны, можно. Но, во-первых, "Лего" — тот инструмент, который позволяет задействовать мелкую моторику, которую в детстве мы сильно развиваем, а потом забываем. Она позволяет включить человека в творческий процесс. Во-вторых, рисование требует более сложных навыков. Рисовать умеют не все. При попытке нарисовать общую картину может обнаружиться, что кто-то с художественными навыками, а кто-то нет. В кубики умеют играть все.

Какие задачи можно решать посредством игры в кубики?

Например, вырабатывать командное соглашение, строить процесс, когда люди ещё не готовы договориться, проводить какие-то стратегические сессии по выработке дальнейших шагов, проводить ассесмент. Мы строим модели, люди о них рассказывают, и мы задаем им наводящие вопросы. Если коротко, то мы строим текущее состояние, будущее состояние, делаем индивидуальные и групповые модели, чтобы объединить видение людей.

А вообще - кому ты порекомендуешь пойти на твои занятия?

У меня нет задачи продавать. Я, скорее, иду последовательно. Логика проста, и она изложена в кривой Мура, о которой я рассказал ранее. Сначала идеей "заражаются" новаторы — ранние последователи, соответственно, зацепятся за это. Дальше ранние последователи реализуют себя в компании. Возможно, они придут сами за поддержкой ко мне. Дальше встанет вопрос масштабирования на всех остальных — это вопрос успешных пилотов внутри компании.

Ещё один вопрос из позиции скептика. Несколько лет назад было буквально помешательство на Lean подходах, а сейчас - на Agile. Почему поменялась «мода»?

Lean по-прежнему актуален. Он нацелен на выстраивание процессов, поиск потерь и их устранение. То есть поменялась не мода. Поменялся фокус: он теперь завязан на взаимоотношения с клиентом, как внутренним, так и внешним. Когда мы были нацелены на производство, борьбу с потерями, больше нужен был Lean. А дальше что? Условно говоря, все научились производить большое количество продукта с минимальными потерями. То есть научились конкурировать ценой и достигли дна с точки зрения маржи. У всех теперь классные и одинаковые продукты, а я один клиент и вокруг - десять продавцов. Что дальше делать? Нужно что-то новое, нужно двигаться дальше в создании новой ценности для клиента, а это – про Agile. Agile, не побоюсь этого слова, про Любовь! Любовь к работе, клиентам, компании, общему делу.

Давай резюмируем тогда наш диалог.

Поменялся мир. Мы насытили рынок, и теперь настал период выстраивания отношений, а ещё все очень быстро меняется. Поэтому пришел Agile. Его первый принцип — это взаимодействие с клиентом. В разных местах компании могут применяться разные инструменты. Если у тебя фокус на производство продуктов, либо sales-менеджмент, либо маркетинг, то, скорее всего, тебе подойдет и Scrum, и Kanban. Если это внутренние сервисные подразделения, то ближе будет Kanban. Если это операционные подразделения, у которых есть поток одинаковых действий, там останется Lean. С точки зрения производственных линий тоже останется Lean, но повторю - с точки зрения людей, которые придумывают новые продукты, им без Agile уже никуда.

Lean нас толкает к экономии за счет эффекта масштаба, а Agile говорит: здорово, но теперь нам не нужны такие процессы, которые позволяют экономить, потому что, возможно, мы можем выстроить такие взаимоотношения с клиентом, в которых он будет покупать меньше, но более дорогой продукт, то есть товар с большей ценностью для него. Клиент диктует нам правила игры, а мы адаптируемся.

Спасибо тебе большое!

Пожалуйста!

Свежие статьи на почту